Осталось его только оформить
Завтра, 27 апреля, в Петербурге на совете законодателей президент России Владимир Путин предложит «обсудить» вариант отмены выборов губернаторов. Сразу несколько источников в региональных отделениях партии «Единая Россия» подтвердили Сибкрай.ru эту информацию, как и то, что особых возражений от представителей регионов не будет.
В Совет законодателей входят спикеры Госдумы и Совета Федерации, их заместители, главы комитетов обеих палат парламента, спикеры заксобраний регионов. Если со стороны представителей краев и областей точно не будет никаких возражений, то республики могут преподнести «сюрприз», хотя и не все. Главная интрига заключается в том, как поведут себя представители Татарстана, трепетно оберегающие свой «суверенитет» и всегда возражающие против любых поползновений со стороны федерального центра ограничить их самостоятельность.
Сейчас идет речь о возврате к практике, которая родилась в 2004 году. В сентябре 2004 года президент России Владимир Путин выступил с инициативой изменения порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, предложив утверждать их в должности решениями законодательных органов по предложению президента. В апреле 2012 года, по тогдашнего президента России Дмитрия Медведева, был принят федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов. С тех пор эта практика не претерпевала никаких изменений. Впрочем, у идеи отмены прямых выборов есть противники среди самого губернаторского корпуса. так как не хотят стать «хромыми утками», обязанными заксобраниям. Об этом уже публично говорил губернатор Калининградской области Антон Алиханов, готовы к избранию уже объявленные врио Владимирской области Александр Авдеев и Тамбовской области Максим Егоров.
Возможно, будет предложен какой-то промежуточный вариант, непонятна и процедура выдвижения кандидатов. Если сейчас будет полный возврат к практике 2004 года, тогда нелишне будет напомнить, как это было.
11 декабря 2004 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно документу, гражданин Российской Федерации наделялся полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Согласно тексту документа, президент должен внести свои предложения за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, предварительно осуществив соответствующие консультации по предлагаемой кандидатуре. Законодательный орган, в свою очередь, должен рассмотреть кандидатуру в течение 14 дней со дня внесения представления. Если парламент региона принимает решение отклонить предложенную президентом кандидатуру, то глава государства не позднее 7 дней вправе повторно внести предложения о новой кандидатуре на пост губернатора. Нововведением закона явилось установление согласительной процедуры сроком в 1 месяц в случае двукратного отклонения законодательным собранием кандидатуры губернатора, предложенной президентом. В соответствии с документом, президент по результатам согласительной процедуры имеет право либо назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица, но не более, чем на 6 месяцев, либо распустить местный парламент. Закон наделял президента полномочиями распустить законодательный орган региона в случае трехкратного отклонения кандидатуры. 31 декабря 2005 года был принят ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях". Закон направлен на повышение роли политических партий в формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом предусматривалось, что политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ был допущен к распределению депутатских мандатов и получил по итогам распределения наибольшее число депутатских мандатов, вправе инициировать рассмотрение указанным органом предложения президенту России о кандидатуре высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта). Если по результатам выборов наибольшее и при этом равное число депутатских мандатов получили списки кандидатов двух и более политических партий, каждая из таких политических партий вправе инициировать рассмотрение предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта. Если по результатам выборов наибольшее число депутатских мандатов получил список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, право инициировать рассмотрение предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта принадлежит политическим партиям, входившим в такой избирательный блок. Предложение политической партии, поддержанное большинством голосов от числа избранных депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, направляется в установленном порядке президенту РФ. Если право инициировать рассмотрение указанного предложения принадлежит более чем одной политической партии, самостоятельно участвовавшей в выборах (то есть когда две политические партии и более получили наибольшее и при этом равное число депутатских мандатов), законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта рассматривается предложение каждой политической партии. В этом случае президенту РФ направляется предложение политической партии, поддержанное наибольшим числом голосов депутатов, которое должно быть не менее чем большинство голосов от числа избранных депутатов указанного органа. 23 апреля 2009 года был принят Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации". В соответствии с этим указом, был введен новый порядок выдвижения кандидатур на должность глав субъектов РФ. Суть новшества состоит в значительном повышении роли политических партий в этом процессе. Партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта, получает право выдвигать кандидатов на должность главы субъекта РФ и предлагать их на утверждение президенту. Предложение политической партии о кандидатурах вносится не позднее чем за 90 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - не позднее 30 дней со дня их прекращения. До внесения политической партией предложения о кандидатурах президент РФ и уполномоченный представитель политической партии проводят консультации по кандидатурам. Консультации проводятся не позднее чем за 100 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, а в случае досрочного прекращения полномочий - в срок, не превышающий 20 дней со дня их прекращения. Партия должна учитывать авторитет и деловую репутацию кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности и результаты консультаций с президентом. В случае если после рассмотрения предложения политической партии о кандидатурах ни одна из них не была поддержана президентом, политическая партия вправе повторно внести предложение не менее чем о трех кандидатурах, которые ранее не рассматривались президентом. В случае, если после рассмотрения повторно внесенного политической партией предложения о кандидатурах ни одна из них не была поддержана президентом, президент Российской Федерации проводит консультации с уполномоченным представителем политической партии и уполномоченным представителем законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. По результатам проведенных консультаций политическая партия вправе внести предложение не менее чем о трех кандидатурах, которые ранее не рассматривались президентом. В случае, если после рассмотрения внесенного политической партией предложения о кандидатурах ни одна из них не была поддержана президентом, могут быть проведены дополнительные консультации с политической партией. В случае если политическая партия не воспользовалась своим правом внести предложение о кандидатурах или воспользовалась им частично и не внесла предложение о кандидатурах повторно либо внесла предложение о кандидатурах с нарушением требований, президент РФ определяет кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и вносит в установленном порядке в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Кандидатура может быть предложена также из числа лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров. 17 декабря 2009 года был принят Федеральный закон N 319-ФЗ "О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О политических партиях" (принят Государственной Думой 11 декабря 2009 года, одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года). Закон устанавливал, что политическая партия вносит предложения о кандидатурах президенту не позднее чем за 40 дней (раньше было 90 дней) до истечения срока полномочий губернатора. При этом консультации с президентом РФ проводятся не позднее, чем за 45 дней (раньше было 100 дней) до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. Предложения о кандидатурах рассматриваются главой государства в течение не более 10 дней (раньше было 30 дней) со дня их внесения. Для повторного внесения предложений о кандидатурах устанавливается срок 10 дней (раньше было 30 дней). Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий.
Свежие комментарии