На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Sibkray.ru

262 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий
    Очень высоко оценили вклад Локтя в общее дело Новосибирска. По труду могло быть и хуже.Экс-мэра Локтя на...
  • Евгений Саваровский
    Засилье мигрантов - угроза государственности России.«Люди бегут от пр...
  • Ирина52
    За такие угрозы надо сажать как за террор. А детей отнимать,лишая родительских прав: ЧТО может воспитать женщина, опр...Женщина, потерявш...

Школьную концессию пора разорвать? Что будет с объектами после возбуждения уголовного дела

У Новосибирской области по школьной концессии есть только один возможный вариант, который усиливается арестом руководителя компании ООО СК «Столица Приволжья» Отто Сопроненко, – разрыв соглашения. И чем дольше власти медлят, чем дольше принимается управленческое решение, тем дольше Новосибирск не увидит построенных школ.

Но идти в расторжение – это фиксировать убыток и ущерб, а значит возникают логичные вопросы: кто виноват и как это допустили? После задержания, а потом и ареста руководителя компании, провалившей школьную концессию в Новосибирске, Отто Сопроненко, стало понятно, что образовательные организации, в том виде, в котором они изначально задумывались, город не получит. У концессионных соглашений теперь, видимо, только одно продолжение – разрыв. При этом под вопросом оказалась судьба федерального гранта. И это на сегодняшний день один из важнейших вопросов для региона. Концессионные соглашения между министерством образования Новосибирской области и ООО «Пятая концессионная компания «Просвещение» о строительстве в Новосибирске шести школ были подписаны в декабре 2021 года. В рамках концессии на улицах Виктора Шевелева, Николая Сотникова, Татьяны Снежиной, Большой, Спортивной и Пролетарской должны были появиться шесть школ на 5,77 тысячи мест. На сегодняшний день готовность школы по улице Пролетарской составляет 22 %, школы по улице Виктора Шевелева – 14 %, школы по улице Татьяны Снежиной – 20 %, школы по улице Спортивная – 18 %, школы по улице Николая Сотникова – 22 %, школы по улице Большая – 22 %.

Хоть какое-то движение на площадке последнее время наблюдалось только на объекте по улице Пролетарской. А недавно в правительстве Новосибирской области и вовсе заикнулись о расторжении «школьной» концессии.

«Мы проводим эту работу и вполне вероятно придем к пониманию расторжения (концессий)», – сказал на комитете новосибирского Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности первый председатель правительства региона Владимир Знатков.

По мнению заместителя председателя областного парламента Ирины Диденко, другого варианта, как расторгать концессионные соглашения по школам, на сегодняшний день – нет.

«Совершенно очевидно, что предприятие, которое сейчас осуществляет строительство, не состоятельно. Такие выводы я делаю из того, что вижу. А вижу я сегодня, в том числе из отчетов, которые ежеквартально высылает Минобр, что готовность по каждой школе с июня прошлого года составляет от 10 до 20 %, – отметила Сибкрай.ru Ирина Диденко. – А когда уже девять месяцев нет никакого движения, то все становится уже понятно. Очевидно, и факты это подтверждают, что объекты не строят и не построят».

При этом она уверена, что медлить с принятием решения по этому вопросу нельзя.

«По двум причинам. Первое, чем дольше мы медлим, чем дольше принимаем управленческое решение, тем дольше мы не увидим построенных школ. Все шесть школ – это разные соглашения и, если бы они собирались завершить объекты, то искали бы варианты, пути решения хотя бы по одной из школ. Но этого не происходит, а значит нет договоренности с частным партнером, поэтому нужно идти по пути расторжения. А может и для расторжения сложности есть, потому что соглашения изначально не в нашу пользу составлены?» – предположила Ирина Диденко.

Она размышляет: одним из вариантов решения данного концессионного вопроса могла бы стать переуступка какому-то другому предприятию.

«Но когда частник (концессионер) переуступает другому частнику – кто может повлиять на их взаимодействие, на их договоренности? Никто. И даже, если переуступка могла бы быть, то сколько потребуется времени на то, чтобы они договорились, пришли к соглашению, подписали его. А потом: какими будут условия этой сделки? Наши соглашения составлены в пользу частного партнера, поэтому новый частник легко сможет найти юридические лазейки и правовые основания, чтобы еще сильнее это затянуть: снова уйти в экспертизу, а дальше любые проволочки по времени – это всегда рост стоимости и очередное откладывание сдачи школ», – уверена депутат Законодательного собрания Новосибирской области.

Она напомнила, что в 2022 году, когда принимался бюджет, парламентарии уже выходили с рекомендациями о расторжении школьной концессии, но получили ответ, что они будут реализованы.

Диденко обратила внимание еще на один важный момент: коммерческое кредитование.

«Когда соглашения заключались, у нас в области, конечно, была кредиторская задолженность, но она не увеличивалась. Сейчас, 2023 год, официально были привлечены коммерческие кредиты. По отчетам будем смотреть, сколько и под какие проценты. Но, совершенно очевидно, что параллельно идет кредитование коммерческого. Мы интересовались у министра финансов региона Виталия Голубенко, и на рабочей группе, не видят ли они задвоения, потому что мы привлекаем коммерческий кредит и этими кредитами, взятыми под процент, рассчитаемся за школы, которые в концессионном соглашении под проценты. На что получили ответ, что будет сделано все возможное, чтобы привлеченные средства не тратились на концессии. Но у нас так не бывает, у нас котловой метод формирования бюджета. В любом случае, сейчас мы будем смотреть на предмет двойного кредитования, двойной уплаты процентов на создание этих объектов», – рассказала Диденко.

Она недоумевает: если у региона есть возможность привлекать кредитные ресурсы, тогда чем было аргументировано решение о заключении концессионного соглашения по школам. При этом сейчас не понятно, что же будет с федеральным грантом.

«На этот вопрос пока никто нигде и никак не ответил. И, честно сказать, этот вопрос сейчас, наверное, вообще выглядит как риторический. Поэтому, видимо, и сложно идти в расторжение – это значит фиксировать убыток, а фиксировать убыток – это фиксировать ущерб, а ущерб – это значит, что кто-то виноват. И вопрос даже не в том, кого наказать, а в том, как это допустили», – считает Диденко.

По ее мнению, проблема в том, что это была слишком большая сделка: да, разбитая на шесть разных, но пакетная – слишком большая сделка, очень большой грант (передано 3 миллиарда 102 миллиона рублей).

«В декабре 2021 года заключено соглашение, 18 месяцев – объекты должны были быть сданы. Как минимум, в 2023 году. Зачем мы переносим сроки? Взыскивайте неустойку. Да, она маленькая. Но тогда можно и с выплатами повременить. Мне кажется, что изначально проблема была в отсутствии квалифицированного правового сопровождения. Это сейчас подтверждается тем, что в бюджете предлагается предусмотреть дополнительно 18 миллионов на правовое сопровождение этих концессий. Хотя в наших рекомендациях красной нитью была рекомендация взвешивать риски и выгоды публичного партнера и судебную перспективу. И, конечно же, в первую очередь, необходимо было продумать, как расторгаться, если этот партнер окажется несостоятельным. А это было очевидно, потому что уставной капитал 100 тысяч рублей в конторе, которая создана за две недели до конкурсных процедур», – отметила она, подчеркнув, что проблема в том, что в концессию шли не чтобы создать объект, а сами объекты предназначались для того, чтобы реализовать концессию или ГЧП-проект.

«Концессии изначально – это инвестиционная деятельность. И закон о привлечении инвестиций – это не просто закон о создании школ через механизм концессии, а это привлечение инвестиций – в данном случае для создания социальных объектов, строительства школ. Вопрос: где инвестиции? Я задавала вопрос: не противоречит ли это закону – отсутствие частных инвестиций вообще. Я считаю, что здесь можно говорить о нарушении закона. Здесь есть гранты, федеральные деньги, но совершенно нет частных инвестиций. И может быть это можно использовать в суде», – считает депутат.

Школы же, по ее мнению, нужно строить в обычном порядке, потому что «из всех концессионных соглашений и ГЧП-проектов, которые были заключены на территории Новосибирской области, ни один объект до сих пор не введен в эксплуатацию».

При этом, как ранее уже рассказывал Сибкрай.ru, практика возведения социальных объектов посредством привлечения концессионеров для Новосибирской области не редкость. Регион входит в число лидеров по частоте использования механизмов государственно-частного партнерства – с привлечением коммерсантов возводятся четвертый мост через реку Обь, семь поликлиник в Новосибирске, онкологический центр, инфекционная больница и многие другие объекты.

Шесть школ по модели государственно-частного партнерства собирались построить вместе с компанией «Пятая концессионная компания «Просвещение» за два года, а после этого еще 15 лет организация должна была эксплуатировать здания. При этом концессионное соглашение изначально вызывало ряд серьезных вопросов – по сути проекты должны быть реализованы в кредит в том числе за счет федеральных средств. Долговые обязательства области – с учетом еще и других проектов – увеличиваются, а в случае срыва сроков или других «непредвиденных обстоятельств» регион рискует лишиться федеральных денег.

Концессионное соглашение по строительству школ предполагает три этапа: проектирование, строительство и эксплуатация. Общая стоимость проекта – 15 миллиардов рублей – на строительство и эксплуатацию шести школ. При этом банковская гарантия – всего лишь 50 миллионов рублей. По сути регион шел на стройку в кредит с большими процентами: за 15 лет область должна будет выплатить концессионеру 14,1 миллиарда рублей.

Согласно проекту, вклад федерального бюджета в стройку – 2 миллиарда 536 миллионов рублей в виде капитального гранта. Но, при условии – если в качестве концессионера Новосибирская область привлечет определенную компанию: «Пятая концессионная компания «Просвещение».

Согласно сервису Rusprofile, эта конторка зарегистрирована в январе 2021 года с уставным капиталом в сто тысяч рублей. При этом смысл концессии заключается в том, что инвестор вкладывает свои деньги, строит, эксплуатирует объект, а государство с ним потом рассчитывается. Но все оказывается не так в случае с этими шестью школами. Как выяснилось, у конторки с «просветительским» названием своих денег нет, хотя концессионер должен вложить своих денег 5 миллиардов 683 миллиона рублей. Согласно соглашению, 90 % этой суммы планировалось получить в виде банковского кредита под 9 % годовых, а десятую часть суммы оформить в виде акционерного займа под 9 % годовых.

Банк якобы гарантировал по 15 миллионов на проектирование каждой школы, по 50 миллионов на строительство и по 15 миллионов на эксплуатацию. То есть менее 500 миллионов банковских гарантий на все этапы многомиллиардной стройки.

И все эти затраты – проценты по кредитам – «Просвещению» должны оплатить из областного и частью из федерального бюджетов. Кроме того, областной бюджет в течение пятнадцати лет обязан будет возместить конторке с уставным капиталом в 100 тысяч рублей восемь миллиардов 825 миллионов рублей. А федеральный бюджет возместит ей еще три миллиарда 347 миллионов.

И тут возникает логичный вопрос: если регион в течение 15 лет готов возместить 8 миллиардов 825 миллионов рублей, то почему область не может построить школы самостоятельно? Пусть не за один год, а за три-четыре, привлечь при этом местных подрядчиков – тогда затраченные деньги останутся на территории.

При этом в концессионном соглашении предусмотрен штраф за каждый день строительства после срока завершения – с концессионера будут взимать по 1 000 рублей в сутки. Таким образом, за нарушение сроков многомиллиардной стройки с привлечением федеральных средств компания теряет смешные копейки, что явно не подстегнет ее к ускоренным темпам в случае задержек.

А в апреле 2024 года по решению Госстройнадзора строительство двух школ – на улицах Николая Сотникова и Спортивной, возводимых в рамках концессионных соглашений, было приостановлено. Сроки сдачи могут перенести на 2025 год. При этом сейчас строительная готовность всех шести школ до сих пор варьируется от 14 % до 22%. На минутку: сдать учебные заведения планировали еще в 2022 году.

Динамики по школьной концессии не увидела и прокуратура региона. 15 мая 2024 года на межведомственном совещании по вопросу состояния законности при реализации концессионных соглашений заместитель прокурора региона Виталий Дымолазов заявил, что действиям концессионера будет дана уголовно-правовая оценка. В совещании участвовал и директор компании-концессионера – ООО СК «Столица Приволжья» – Отто Сопроненко, который на выходе из здания прокуратуры был задержан представителями правоохранительных органов. По материалам прокурорской проверки по факту срыва сроков строительства шести концессионных школ в городе Новосибирске было возбуждено уголовное дело – по статье о мошенничестве.

Позже стало известно, что Центральный районный суд Новосибирска избрал Сопроненко меру пресечения в виде заключения под стражу на срок 2 месяца.

Казалось бы, что арест одного из московских решал – Отто Сопроненко – в Новосибирске прошел без общероссийского шума. Однако для знающих людей и тех, кто «в теме», это было громом среди ясного неба.

Сейчас Новосибирская область замерла в ожидании: что будет со школьной концессией и федеральным грантом; какие потери, в том числе финансовые, понесет регион; и кто ответит за все происходящее.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх