На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Sibkray.ru

254 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Зуева
    Повылезало дерьмо из плинтусов....Суд вынес пригово...
  • Вад Кук
    Такие же жулики только непойманные за жулика вступаютсяОбщественный сове...
  • Сергей Захаров
    Когда у нас в армии правда это было45 лет тому назад то же э были прыткие как ты только армия это нежизнь на граждан...«Проклинает бойцо...

«Вдруг Володя выжил, вдруг не сел на самолет»: 20 лет назад украинская ракета сбила новосибирский самолет

Ровно 20 лет назад над Черным морем взорвался авиалайнер Ту-154 компании «Сибирь». Через два часа  с момента вылета  самолет рейса 1812 «Тель-Авив – Новосибирск» рухнул в воду. Причиной катастрофы стала попавшая в воздушное судно зенитная ракета, запущенная в ходе учений украинскими военным. У 78 человек, которые были на борту, не было никаких шансов на спасение. За считанные секунды лайнер разорвало в воздухе, а обломки вместе с телами разбросало по морю. Поисковой команде удалось найти останки лишь 14 погибших, остальных похоронила вода. За все годы с момента катастрофы родственники так и не смогли добиться извинений от украинского правительства. Сейчас многих близких жертв катастрофы уже не стало, а некоторые переехали в другие города и страны. Сибкрай.ru решил вспомнить о трагических событиях 4 октября 2001 года и поговорил с теми, кто 20 лет назад не думал, что жизни их родных оборвутся так внезапно.

В Израиле десятый час утра. В аэропорту Тель-Авива имени Давида Бен-Гуриона собираются 66 пассажиров и 12 членов экипажа, которые в 10:15 должны вылететь рейсом 1812 в Новосибирск. В столице Сибири в это время уже 14:15. Многие готовят праздничный ужин и собираются целыми семьями, потому что долгое время не видели своих близких. 29-летний Владимир Горкун улетел в Тель-Авив в гости к родной сестре. Почти три месяца он был вдали от 27-летней жены Татьяны и полуторогодовалого сына Александра.

– Она его всегда приглашала погостить. Он долгое время собирался, но постоянно откладывал – длилось это в течение года. Когда уж решил, что будет покупать билет, я ему говорила: «Может, не поедешь никуда?». Но всё, он уже решил. Поехал туда сначала на месяц. Потом прошел месяц, решил остаться еще на месяц – визу в Израиле первый раз можно продлевать до трех месяцев, – рассказывает Татьяна Горкун.

Срок визы Владимира истекал – он засобирался к семье. Взял билет до дома на 27 сентября. Перед вылетом – прошелся по магазинам, купил родным подарки. Сыну Саше мужчина хотел подарить большую детскую машинку, которых в то время не было ни у кого.

– К сожалению, на 27 сентября рейс отменили. В то время до Новосибирска рейсы были всего раз в неделю – по четвергам. И так получилось, что он попал именно на самолет, которому не суждено было долететь, – вспоминает женщина. – Мы разговаривали незадолго до этого дня. Помню, был понедельник, 1 октября. Он тогда собирал чемоданы, разговаривал с нами. Общался с сыном – рассказал про купленную машинку. Рассказывал, что мне что-то в подарок купил – это было сюрпризом. Напоследок он сказал, что очень скучает. Вообще, на протяжении этих трех месяцев он звонил мне каждые выходные, говорил, что скучает, любит. Два письма написал, я до сих пор их храню».

Огромное расстояние надолго разделило семью Капчиц. 28-летняя Лилия Капчиц с мужем и сыном Мишей, которому не было и двух лет, переехали в Израиль еще в девяностых. В Новосибирске остались родители Лилии. Они всё ждали, когда дочь вернется в родные края и покажет им внука. В 2001 году Лилия все-таки взяла два билета на рейс «Тель-Авив – Новосибирск».

Возвращался из Израиля 62-летний Виктор Калиновский – педагог новосибирского колледжа. За тысячи километров от Новосибирска он гостил у своего давнего приятеля, отдыхал от работы. Отпуск подходил к концу, пора было возвращаться домой. Там его больше всех ждал сын – Борис, который работал вместе с отцом в одном учебном заведении. 4 октября Калиновский-младший вел лекции. Единственное, о чем  он думал: после работы ему нужно встретить отца из аэропорта. Дома близкие накрывали на стол – все были в приподнятом настроении.

– К нам домой приехали гости: мамина подруга с мужем. Мы должны были вечером все вместе поехать в аэропорт встречать. Я оставался в колледже до последнего, – вспоминает Борис.

Татьяна Горкун со своим отцом и родителями мужа в то время тоже собирались в аэропорт. Маленький Саша спал, а взрослые обсуждали, как поедут в «Толмачево». В другой семье, Капчиц, обстановка была чуть менее праздничной. Всех родственников за одним столом не собирали – только приготовили запеканку и навели порядок в квартире. Зато успели поговорить с дочерью Лилией последний раз. 

– Пока еще самолет не вылетел, жена говорила с Лилей по телефону. Дочь рассказывала, как одела Мишу, как они собираются лететь. Я еще жене сказал: «Вы же скоро увидитесь», поэтому разговор был совсем недолгий, – говорит Павел Капчиц.

В это время в Крыму на мысе Опук украинские военнослужащие проводили учения, на которых присутствовали делегации из семи стран. По планам проводились стрельбы по беспилотникам Ту-143 «Рейс». Командование велось из штаба ПВО Украины. В 11:41 по израильскому времени и в 15:41 по новосибирскому первым дивизионом 96-й зенитной ракетной бригады войск ПВО Украины был осуществлен пуск ракеты 5В28 зенитно-ракетного комплекса С-200В, который и стал роковым. Уже в 45 минут магнитофон «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, означающий попытки выхода экипажа Ту-154 на внешнюю связь.  В течение 45 секунд были слышны шумы и крики. О том, что происходило над Черным морем в те минуты могли знать только авиадиспетчеры.

Ничего не подозревающий Павел Капчиц в то время не торопясь собирался, чтобы выехать в аэропорт за дочерью, которую не видел несколько лет. Его планам не суждено было сбыться. Меньше чем через час после катастрофы информация о пропавшем самолете распространяется в СМИ. 

– В этот момент мы были еще дома. Когда появилась эта информация… С ума начали сходить. Собрались, быстро поехали в аэропорт, – не хочет вспоминать Павел Капчиц.

– Я тогда еще работал. Мне коллеги часа в четыре, может, позже говорят: «Боря, иди домой. Что-то случилось – смотри новости». Я ничего не понял, приехал домой. По новостям сообщили, что по техническим причинам рейс до Новосибирска остановился где-то в Софии. Ну, мы решили просто позже вылететь. По-моему, приехали в аэропорт к восьми часам. Уже там нам стало известно о крушении. Но журналисты сначала ошиблись, сказали, что катастрофа произошла с самолетом, который следовал до Новороссийска, – вспоминает Борис Калиновский.

– Мы решили немного подождать в квартире. Когда было уже 20:00 на часах, решили: посмотрим новости и будем выезжать в аэропорт. Когда новости начались, то первый сюжет был именно об этом. «Трагедия на Черном море – авиарейс в Новосибирск». Мы только услышали эту фразу… Это не передать словами. Мы, конечно, сначала не поверили. Но, когда в аэропорт приехали, все стало ясно. Поняли, что самолет не прилетит. Но сначала думали: вдруг Володя выжил, а вдруг не сел на самолет, – со слезами вспоминает Татьяна Горкун.

Родственники пассажиров рухнувшего Ту-154 до последнего надеялись, что это ошибка или страшный сон. В «Толмачево» собрались несколько десятков семей. Паника, страх и надежда – всё, что оставалось тогда у людей.

– Нас в аэропорту тогда еще встретил Городецкий (мэр Новосибирска – прим. ред.). Там мы пробыли часа полтора-два – о самолете четко ничего не говорили. Вскоре поступила первая информация о том, что самолет рухнул, – рассказывает Борис Калиновский. – Я на тот момент ни с кем не был знаком, никого не знал и даже не думал, что потом с остальными, потерявшими близких  людьми мне придется часто общаться. Единственный, кого я тогда встретил и узнал, был наш студент. Он не именно у меня учился, просто был в нашем колледже. Я его еще в аэропорту встретил – случайно. Спрашиваю у него: «А ты что тут делаешь?». Он рассказал, что подружка его летела – ученица моего папы. Естественно, тоже погибла.

Авиакомпания «Сибирь» в тот же день приняла решение организовать перелет родственников жертв катастрофы в Сочи. Тогда уже все понимали, что среди тех, кто был на борту, в живых не осталось никого, поэтому единственная цель перелета – опознание найденных тел и символическое прощание с погибшими. На юг вылетели два обычных рейса. В эконом-классе сидели туристы, которые отправлялись на отдых и радовались отпуску. Родственников погибших посадили отдельно. Все молчали. Некоторые тихо плакали, закрывая лица платками.

– В Сочи я полетела с родной сестрой, потому что мне тяжело было одной. Эмоции в тот момент… Их не было. Это было непонимание. Как мы прилетели в вот этом состоянии… Для меня остается загадкой, – делится потерявшая мужа Татьяна Горкун. – Мы добрались до гостиницы, где нас поселили. Днем уже было опознание тех, кого смогли вытащить. Естественно, Володи среди них не было. Также было опознание вещей. Но я ничего не смогла найти. Может что-то, что он вез из подарков было, но я даже не знала что, поэтому ничего не могла сказать. А из тех вещей, в которых он поехал, я ничего не нашла.

Во время поисков из моря удалось достать только останки 14 женских тел. Павел Капчиц надеялся, что среди них будет дочь Лилия. Лилечка. Он хотел похоронить своего ребенка и внука. На опознании он так и не увидел их, но среди вещей погибших нашел то, что довело его до слез. 

– Нас вызвали на опознание тел и вещей. Среди этих вещей был обгоревший сандалик нашего внука, – с трудом вспоминает мужчина.

Борис Калиновский не обнаружил ничего, что могло бы ему напоминать об отце. Уже тогда он решил, что не спустит дело на тормозах. 5 октября стало известно, что самолет мог быть сбит украинской ракетой – с каждым днем эта версия находила новые подтверждения. 11 октября 2001 года российский адвокат Павел Астахов заявил о том, что Украина обязана признать свою вину и попросить прощения у родственников погибших, чего она не сделала даже 20 лет спустя. Калиновский развернул активную кампанию по выяснению правды. Был создан фонд помощи семьям погибших в авиакатастрофе рейса 1812. 

Несколько раз семьи опускали венки в Черном море на месте предполагаемой братской могилы. Там близкие пассажиров рейса набрали морской воды в бутылочки, чтобы оставить хоть что-то на память о любимых людях. Позже всё, что удалось найти на месте крушения, они захоронят на Заельцовском кладбище в Новосибирске. Там же организуют два мемориала жертвам этой катастрофы – пассажирам и экипажу. На одном из них установят хвост разбившегося лайнера. 

– Могилы нет у дочери – в этом вся трагедия. Мы первое время каждый год в годовщину гибели приезжали в Сочи. Поехать к морю для нас было, как другим людям, посетить могилу. Мы в воду бросали цветы. Только в этом году, к сожалению, по состоянию здоровья не смогли поехать. Но хотя бы к мемориалу 4 октября сможем сходить. Конечно, могилки пустые. Мы туда положили только сандалик нашего внука, бутылку морской воды, камушки. На кладбище мы ходим регулярно: на праздники буквально все, на их дни рождения, на Новый Год – всегда с ними, – с трудом говорит Капчиц.

Татьяна Горкун тоже периодически навещает пустую могилу погибшего мужа. Последние десять лет она приезжает сюда не одна – уже с новым возлюбленным и их общим десятилетним сыном Александром. Женщина рассказывает, что второй муж с пониманием относится к посещению кладбища и всегда помогает ухаживать за могилой погибшего всего в 29 лет Владимира Горкуна.

Борис Калиновский все последние 20 лет с момента трагедии продолжал добивался справедливости. Мужчина пытался получить не только денежную компенсацию, но и извинения от правительства Украины. 

– Все это тянулось очень долго. Мы ездили в Киев даже, но поняли, что все это бесполезно. Обращались в суды, организовывали фонд помощи, с членами которого до сих пор общаемся. Фонд был ликвидирован в 2011 году, потому что перестал выполнять свои функции. Непросто говорить об этом, – пытается прекратить разговор мужчина.

За все время родственникам погибших удалось добиться 200 тысяч долларов компенсации на каждого члена семьи. Однако тогда эти деньги украинские власти назвали «гуманитарной помощью», а не компенсацией и не признанием вины.

– За эти 20 лет перед нами никто не извинился. То, что произошло, было преступной халатностью украинских военных. Есть доказательства того, что, если бы они приняли соответствующие меры безопасности, то ракета пошла бы на самоуничтожение. Она бы через 15 секунд взорвалась в воздухе и не принесла бы никому несчастья, в том числе и нам. Но ничего украинские военные не предприняли. И эта вина только на них, – с горечью говорит Павел Капчиц. – В свое время я сам с оружием в руках готов был защищать этот народ и страну (Павел – военный в отставке, служил на Украине – прим. ред.). Конечно, в страшном сне не мог предположить, что из этого же оружия моих близких убьют. Мне тяжело об этом говорить. До сих пор осталась рана. Обычно, когда рана только появляется, она кровоточит, болит. Но, даже когда она зарубцовывается, не дает жить спокойно. Естественно, самое страшное – это потеря близких. 

4 октября 2021 года многие посетят Заельцовское кладбище, примут участие в траурных мероприятиях. Бывший глава фонда помощи семьям погибших в авиакатастрофе рейса 1812 Борис Калиновский всегда с трепетом относился к могиле отца, в которой была только бутылка с водой из Черного моря. В этом году он не придет на мемориал. После трагедии он так и не смог обрести покой в Новосибирске и в августе этого года навсегда уехал в Израиль, хотя на Земле Обетованной у него нет никого из близких. Возвращаться в Россию Борис Калиновский не планирует – слишком много боли осталось здесь после авиакатастрофы 4 октября 2001 года.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх